Автомобильная тормозная система – одна из важнейших систем, обеспечивающая безопасность передвижения автомашины. В автомобилях ВАЗ «классика» устанавливаются тормозные системы, использующие при своей работе силу трения. В этой статье я расскажу о конструкции и принципе работы тормозной системы. В качестве примера ВАЗ «классики» мы возьмем модель 2107.
Тормозная система этой модели разделяется на две подсистемы:
Далее предлагаем более углубленно разобраться с устройством автомобильной тормозной системы на примере автомашины ВАЗ-2107. Начнем с рабочей составляющей тормозной системы. Главный элемент – это привод, который является гидравлическим и включает в себя такие элементы:
Теперь подробнее разберемся во всех элементах системы торможения – начнем с педали. Итак, автомобильная педаль тормоза, которую ногой нажимает водитель, располагается на одной оси с педалью сцепления. Отметим, что возвращение педали тормоза в исходное положение после нажатия на нее водителем, обеспечивается специальной пружиной. На конце педали установлен шток, который непосредственно связан с гидравлическим усилителем. Сам усилитель представляет собой некую герметическую емкость, внутри которой имеется две камеры, разделенные мембраной. Та камера, которая расположена ближе к педали именуется атмосферной, ну а вторая камера – вакуумной. Сама мембрана, разделяющая эти камеры, соединена непосредственно со штоком главного тормозного. А вот вакуумная камера через патрубок подсоединяется к впускному коллектору двигателя. Благодаря такой конструкции в этой камере возникает разрежение. Также в конструкции усилителя имеется специальный следящий клапан, который управляется штоком педали. Когда педаль отпущена, клапан находится в открытом положении, что позволяет иметь одинаковое давление в обеих камерах. При нажатии на педаль, клапан перекрывает соединительный канал, который связывает обе камеры и открывает канал, по которому воздух попадает в атмосферную камеру, при этом во второй камере возникает разрежение. В результате таких изменений атмосферное давление в первой камере начинает оказывать воздействие на мембрану, которая, как писалось выше, соединена со штоком поршня главного тормозного цилиндра. В результате смещения мембраны шток поршня начинает двигаться, тем самым вытесняя жидкость с цилиндра в тормозной трубопровод.
Тормозные колодки – это небольшие пластины, изготовленные из металла. На рабочую поверхность колодок наклеены специальные пластины из фрикционного материала.
Тормозной диск – изготавливается из металла. Чтобы иметь наилучшее сцепление с рабочей поверхностью колодок, боковые поверхности дисков идеально обрабатываются, чтобы на них не было каких-либо раковин и выступов.
Краткое описание принципа работы передних тормозов на автомобиле ВАЗ модели 2107: жидкость под давлением поступает в рабочие цилиндры суппорта, из которых в результате выталкиваются поршни и надавливают на колодки, которые в свою очередь прижимаются к тормозному диску, в результате чего и осуществляется торможение.
Задние тормозные колодки – в форме полумесяцев, сделанные из металла. На верхней кромке наклеены фрикционные пластины. В ступице две тормозные колодки образуют форму практически цельного кольца. Так же в тормозном барабане размещаются элементы механизма стояночного тормоза, о нем мы расскажем далее.
Принцип действия стояночного тормоза: вы тянете за рычаг, тем самым натягивая трос, который в свою очередь также тянет за внутренний рычаг, в результате чего колодки разжимаются. Стоит отметить, что рычаг ручного тормоза, расположенный в салоне, имеет зубчатое основание, благодаря которому можно его зафиксировать, тем самым оставив колодки в разведенном положении.
В действие данный регулятор приводится от тяги, которая одним концом закреплена на корпусе заднего моста. При увеличении нагрузки на заднюю ось, кузов изменяет свое положение по отношении к оси моста, из-за чего тяга начинает давить на поршень регулятора, ну а далее уже происходит регулировка подачи давления к тормозным механизмам.
Выполнять такую проверку тормозной системы нужно раз в два – три месяца. При выявлении сильного износа или какой-то другой проблемы, нужно обязательно выполнить замену изношенной детали или произвести ремонт. Помните, что от технического состояния тормозной системы зависит безопасность всех участников движения.
В случае разгерметизации одного из контуров, водитель не «потеряет» полностью свои тормоза, так как второй контур будет работоспособен, что позволит ему, пусть не в полную меру, но хотя бы аварийно использовать свои тормоза.
You must be registered for see images attach
Тормозная система этой модели разделяется на две подсистемы:
- рабочая;
- стояночная.
Далее предлагаем более углубленно разобраться с устройством автомобильной тормозной системы на примере автомашины ВАЗ-2107. Начнем с рабочей составляющей тормозной системы. Главный элемент – это привод, который является гидравлическим и включает в себя такие элементы:
- вакуумный усилитель;
- педаль управления;
- главный тормозной цилиндр;
- регулятор давления;
- бачок для тормозной жидкости;
- система трубопроводов высокого давления.
You must be registered for see images attach
Теперь подробнее разберемся во всех элементах системы торможения – начнем с педали. Итак, автомобильная педаль тормоза, которую ногой нажимает водитель, располагается на одной оси с педалью сцепления. Отметим, что возвращение педали тормоза в исходное положение после нажатия на нее водителем, обеспечивается специальной пружиной. На конце педали установлен шток, который непосредственно связан с гидравлическим усилителем. Сам усилитель представляет собой некую герметическую емкость, внутри которой имеется две камеры, разделенные мембраной. Та камера, которая расположена ближе к педали именуется атмосферной, ну а вторая камера – вакуумной. Сама мембрана, разделяющая эти камеры, соединена непосредственно со штоком главного тормозного. А вот вакуумная камера через патрубок подсоединяется к впускному коллектору двигателя. Благодаря такой конструкции в этой камере возникает разрежение. Также в конструкции усилителя имеется специальный следящий клапан, который управляется штоком педали. Когда педаль отпущена, клапан находится в открытом положении, что позволяет иметь одинаковое давление в обеих камерах. При нажатии на педаль, клапан перекрывает соединительный канал, который связывает обе камеры и открывает канал, по которому воздух попадает в атмосферную камеру, при этом во второй камере возникает разрежение. В результате таких изменений атмосферное давление в первой камере начинает оказывать воздействие на мембрану, которая, как писалось выше, соединена со штоком поршня главного тормозного цилиндра. В результате смещения мембраны шток поршня начинает двигаться, тем самым вытесняя жидкость с цилиндра в тормозной трубопровод.
Главный тормозной цилиндр
Этот цилиндр присоединяется к гидравлическому усилителю. Конструктивно тормозной цилиндр представлен в виде продолговатого корпуса, к которому присоединяются подающий и обратный трубопроводы от бачка с тормозной жидкостью, а также выходят еще три трубопровода, которые непосредственно следуют к тормозным механизмам. К передним тормозным механизмам подходит по одному отдельному трубопроводу, а вот к задней паре тормозных механизмов идет только один трубопровод, который упирается в регулятор. Внутри корпуса тормозного цилиндра устанавливаются поршни, при помощи которых жидкость проталкивается по трубопроводам.Тормозной суппорт
Переходим к тормозным механизмам передней оси автомобиля. Передние тормоза – дисковые, состоящие из суппортов с колодками — накладками и тормозными дисками. Суппорт – это металлический корпус, в котором проделаны цилиндрические отверстия под поршни. У данной модели ВАЗ два таких отверстия – на каждую колодку по одному. Суппортные поршни похожи на стакан, который помещается в свой цилиндр, но при этом он спокойно может перемещаться.Тормозные колодки – это небольшие пластины, изготовленные из металла. На рабочую поверхность колодок наклеены специальные пластины из фрикционного материала.
Тормозной диск – изготавливается из металла. Чтобы иметь наилучшее сцепление с рабочей поверхностью колодок, боковые поверхности дисков идеально обрабатываются, чтобы на них не было каких-либо раковин и выступов.
Краткое описание принципа работы передних тормозов на автомобиле ВАЗ модели 2107: жидкость под давлением поступает в рабочие цилиндры суппорта, из которых в результате выталкиваются поршни и надавливают на колодки, которые в свою очередь прижимаются к тормозному диску, в результате чего и осуществляется торможение.
Тормозной механизм задней оси автомобиля ВАЗ-2107
Система торможения, установленная на задней оси автомашины ВАЗ-2107, имеет другую конструкцию. Все ее рабочие элементы спрятаны в тормозном барабане. Рабочий цилиндр тормоза задней оси состоит из корпуса, в котором находится два поршня. При воздействии тормозной жидкости на цилиндр, поршни начинают выдвигаться в разные стороны.
You must be registered for see images attach
Задние тормозные колодки – в форме полумесяцев, сделанные из металла. На верхней кромке наклеены фрикционные пластины. В ступице две тормозные колодки образуют форму практически цельного кольца. Так же в тормозном барабане размещаются элементы механизма стояночного тормоза, о нем мы расскажем далее.
Стояночная тормозная система
В качестве главного приводного элемента этой системы используется трос, который напрямую подсоединен к рычагу ручного тормоза, расположенного в салоне автомашины. Под днищем автомобиля этот трос разделяется на две части, которые идут непосредственно в тормозные механизмы задней оси. Внутри тормозного барабана трос соединяется с приводным рычагом, ну а тот уже с распорной планкой. Также рычаг привода соединяется с одной из тормозных колодок.Принцип действия стояночного тормоза: вы тянете за рычаг, тем самым натягивая трос, который в свою очередь также тянет за внутренний рычаг, в результате чего колодки разжимаются. Стоит отметить, что рычаг ручного тормоза, расположенный в салоне, имеет зубчатое основание, благодаря которому можно его зафиксировать, тем самым оставив колодки в разведенном положении.
Регулятор давления
Данное устройство устанавливается в приводе колес задней оси и служит оно не только для правильного распределения тормозной жидкости в механизмах, а еще и для предотвращения появления возможных заносов из-за подачи разных усилий на механизмы торможения. Такое действие производится путем ограничения подачи давления на механизмы. Данное ограничение проявляется при изменении положения кузова автомобиля относительно оси заднего моста.
You must be registered for see images attach
В действие данный регулятор приводится от тяги, которая одним концом закреплена на корпусе заднего моста. При увеличении нагрузки на заднюю ось, кузов изменяет свое положение по отношении к оси моста, из-за чего тяга начинает давить на поршень регулятора, ну а далее уже происходит регулировка подачи давления к тормозным механизмам.
Принцип действия тормозной системы в автомобиле ВАЗ-2107
Когда водитель хочет снизить скорость своего автомобиля, он давит на педаль тормоза. В этот момент его усилие передается на клапан в гидравлическом усилителе, который открывает канал подачи атмосферного давления в одну из камер. При этом появляющееся давление начинает давить на мембрану, которая соединена со штоком, связанным с поршнем главного тормозного цилиндра. В результате, под давлением мембраны, шток цилиндра начинает выдавливать тормозную жидкость в трубопроводы, которые ведут непосредственно к колесным тормозным механизмам. Так как жидкость абсолютно не сжимается, то все усилие передается непосредственно на тормозные механизмы. Жидкость давит на внутренние поршни рабочих тормозных цилиндров, те выдвигаются и воздействуют на тормозные колодки (в тормозных барабанах разжимают колодки, а в дисковых механизмах прижимают их непосредственно к дискам). Из-за трения тормозных колодок об барабаны и диски происходит замедление вращения колес автомобиля.Обслуживание тормозной системы
Хоть конструкция тормозов на автомобиле ВАЗ и не такая сложная, но она все равно требует периодического технического обслуживания, которое включает в себя:- проверку уровня тормозной жидкости в бачке;
- проверку износа тормозных колодок, барабанов, дисков;
- прокачку аварийной системы удаления воздуха;
- проверку троса стояночного тормоза;
- регулировку регулятора давления;
- регулировку натяжения приводных тросов.
Выполнять такую проверку тормозной системы нужно раз в два – три месяца. При выявлении сильного износа или какой-то другой проблемы, нужно обязательно выполнить замену изношенной детали или произвести ремонт. Помните, что от технического состояния тормозной системы зависит безопасность всех участников движения.
Особенность системы торможения автомобиля ВАЗ-2107
Главной особенностью тормозов автомобиля ВАЗ-2107 является использование двухконтурной системы. Вся суть такой системы заключается в том, что рабочий тормозной привод разделяется на две части. Каждая часть привода подает тормозную жидкость лишь на два механизма, при этом тормозные контуры между собой никак не взаимодействуют.В случае разгерметизации одного из контуров, водитель не «потеряет» полностью свои тормоза, так как второй контур будет работоспособен, что позволит ему, пусть не в полную меру, но хотя бы аварийно использовать свои тормоза.